кризис среднего возрастаЖизнь состоит из чередования периодов стабильного состояния и периодов изменения. Период изменения наступает, когда человек, относительно довольный своей жизнью, начинает видеть ее в новом свете, т.е. понимает, что одни моменты своей жизни он переоценивал, а другие — недооценивал. Он может осознать, что не проявляет свои способности, не реализует идеалы. У него может быть смутное сомнение, что с ним что-то не так. И лишь когда человек начинает понимать, что ему необходимо изменить что-то не в социальном окружении, а в самом себе, он начинает строить новую жизнь на реальной основе. Именно в этот период кризис ощущается человеком наиболее остро.

Рассматривая жизненные кризисы, Э.Ф. Зеер группирует их в следующем порядке:
1) нормативные кризисы:
• психического развития (возрастные);
• профессионального становления.
2) ненормативные (необязательные) кризисы:
— критические (потеря трудоспособности, развод, безработица, миграция, лишение свободы);
— невротические (перестрой сознания, инстинкты, иррациональные тенденции, т.е. внутренние конфликты).

К 40 годам у многих людей приходит понимание, что достигнуто намного меньше, чем задумывалось. Растет недовольство уровнем служебного положения, которое часто связано с молодым и энергичным поколением, которое заполоняет все свободные профессиональные ниши, достойно конкурируя с современным образованием и новейшими технологиями. В этом возрасте человек уже должен принимать сложившуюся ситуацию, как данность и уже в совокупности с условиями принимать новые решения.

По мнению Э. Эриксона, основной проблемой взрослости выбор между продуктивностью и инертностью, которые характеризуют, соответственно, прогрессивную и регрессивную линии развития. Понятие продуктивности включает как творческую и производительную (профессиональную) продуктивность, так и вклад в воспитание, а также утверждение в жизни следующего поколения.

Продуктивность, в том числе профессиональная, связана, по Эриксону, с заботой о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес. Отсутствие продуктивности, инертность ведет к поглощенности собой, своими личными потребностями.

По мнению автора, основная проблема, встающая перед людьми в этот период жизни — переход к генеративности, либо поглощение собой и стагнация. На этой стадии люди действуют в трех областях:
• прокреативной, порождая и удовлетворяя потребности следующего поколения;
• продуктивной, объединяя работу с семейной жизни и создавая новое поколение;
• креативной, увеличивая культурный потенциал в более широком масштабе.

Этот период в жизни человека один из самых сложных и болезненных. Практически во всех сферах жизни человека происходят изменения. Накапливается неудовлетворенность работой, снижается профессиональная востребованность. Старые дружеские связи распадаются, а новые не появляются. Меняются ценности человека, появляется потребность в поиске смысла своей жизни.

Исходя из того, что второй период взрослости хронологически расположен между первой взрослостью и старостью, когда происходят кардинальные изменения на всех уровнях организации человека, он может рассматриваться как критический. Особенности возрастного развития в период поздней взрослости и субъективное переживание ожидания выхода на пенсию, способствует формированию психологической симптоматики предпенсионного кризиса.

Переживание этого периода как кризиса проявляется в снижении уровня субъективного благополучия по отношению к различным аспектам жизнедеятельности. При этом повышение уровневых характеристик субъективного благополучия при продолжении профессиональной деятельности после наступления пенсионного возраста носит временный характер.

Переход от одного возраста к другому происходит через возрастные кризисы. Л.С. Выготский при анализе возрастных кризисов выделил три фазы: предкритическую, собственно критическую и посткритическую. В первой фазе происходит обострение противоречия между субъективной и объективной составляющими социальной ситуации развития; в критической фазе противоречие начинает проявляться в поведении и деятельности; в посткритической — разрешается путем образования новой социальной ситуации развития. (Продолжение)