кризис среднего возрастаКризис можно определить как особое явление в структуре жизненного пути личности, в котором одновременно присутствуют две противоположные тенденции — разрушение старого и мешающего и одновременно создание нового, целостного и гармоничного. Кризис характеризуется наличием мощного сопротивления уходящего и тревоги по поводу нового и неведомого.

Фактор «кризис достижений в связи с профессиональной нереализованностью», представляет собой возрастно-биографический кризис, связанный с переживанием непродуктивности жизненного пути; фактор «трудности адаптации в связи с изменением жизненной ситуации» представляет собой травматический кризис, связанный с важными жизненными событиями, изменяющими направление жизненного пути и требующими существенной адаптации; фактор «внутриличностный конфликт» является психологическим кризисом, связанным с неразрешенностью противоречий предыдущих возрастных этапов.

Ряд авторов считают, что кризис начинается с критического события. Этой точки зрения придерживаются P.A. Ахмеров, Ф.Е. Василюк, Дж. Каплан, Г. Якобсон и др. Жизненные события квалифицируются как ведущие к кризису, если они создают потенциальную или актуальную угрозу удовлетворению фундаментальных потребностей. Критические события в данных теориях рассматриваются как запускающие механизм развития кризиса. В этом случае границы протекания кризиса становятся более осязаемыми и определенными.

По Э. Эриксону, на возрастной период 35—45 лет приходится так называемый кризис середины жизни. И именно от того, как он будет протекать, каким образом завершиться и будет зависеть, как сложится дальнейшая социально-психологическая адаптация человека (насколько она будет успешной).

В процессе любого кризиса происходит психологическая перестройка в структуре личности. Разрешение кризиса происходит через нахождение новых жизненных смыслов, определением путей их реализации. Выбор стратегии связан с личностными особенностями и спецификой индивидуального опыта. Результатом разрешения кризиса является формирование нового замысла, ценностей и образа «я», другими словами, осуществляется переход личности в новую целостность.

Существует также точка зрения, что кризис середины жизни — это результат того, что этот этап не был правильно пройден в молодости. Фактически, это поздний кризис взросления с последствиями различной тяжести: причины одни и те же — необходимость принимать решения и изменять свою жизнь, когда человек к этому не готов.

Представляется интересной точка зрения Э. Эриксона, которая доказывает, что этот феномен нельзя миновать. Если же это и удается, то результатом (в среднем возрасте) нередко является низкая адаптация к меняющейся ситуации.

Критической точкой мотивационного кризиса в этот период, по мнению Э. Фромма, является потеря человеком центрального жизненного мотива — смысла жизни, преданного посвящения себя чему-то или кому-то. Мотивационный кризис женщины приходится на переходный период для 33% женщин, период постродительского отрезка жизни. Когда дети уже выросли.

В профессиональной сфере кризис середины жизни часто воспринимается как возможность «последнего рывка» в достижении желаемого профессионального уровня, поэтому он сопровождается увеличением темпов работы и дополнительными нагрузками, которые приводят к перенапряжению.
В возрасте 40—50 лет профессиональное развитие не завершено, но уже накоплен значительный профессиональный опыт, достигнуты индивидуальные вершины в труде, имеется творческий потенциал, вложенный и/или вкладываемый в данную отрасль. При этом профессиональные притязания, как правило, остаются стабильными. Более того, у специалистов часто наступает пресыщение.

Г. Шихи называет проблему 45 лет — «Обновление или покорность». По мнению автора, если человек проявил активную позицию и успешно преодолел предыдущие кризисы, то к 45 годам появляется чувство стабильности и удовлетворения. Если человек смирился со своим положением, то проявляется чувство покорности: человек лишается поддержки и безопасности тех, с кем он еще недавно поддерживал активные отношения; друзья вырастают и уходят; дети становятся независимыми людьми; карьера превращается просто в работу. Все эти события будут ощущаться как несостоявшиеся.. Он считает, что новый кризис появится к 50 годам.

Э.Ф. Зеер выделяет основные факторы кризисов профессионального развития:
• сверхнормативная активность как следствие неудовлетворенности своим положением, своим статусом;
• социально-экономические условия жизнедеятельности человека (сокращение рабочих мест, ликвидация предприятия, переезд);
• возрастные психофизиологические изменения (ухудшение здоровья, снижение работоспособности, синдром .эмоционального сгорания.);
• вступление в новую должность (а также участие в конкурсах на замещение, аттестациях);
• полная поглощенность профессиональной деятельностью;
• изменения в жизнедеятельности (смена места жительства, перерыв в работе, «служебный роман»).

Известно, что кризисы могут протекать кратковременно, бурно или постепенно, без ярко выраженных изменений профессионального поведения. В любом случае они порождают психическую напряженность, неудовлетворенность социально-профессиональной средой, собой.

Кризисные явления в профессиональном развитии личности являются неотъемлемым атрибутом динамического процесса профессионального становления личности. Степень осознания личностью кризисов индивидуальна. Она зависит от способа протекания кризисной ситуации, так как при благополучном ее прохождении человек редко осознает данное явление как кризис. Очевидно, что порой кризисы протекают без ярко выраженных внешних изменений профессионального поведения.

Однако перестройка смысловых структур профессионального сознания, переориентация на новые цели, коррекция социально-профессиональной позиции подготавливают личность к изменению профессиональной биографии.

Изменение образа я при совершении жизненного события может проходить в различных формах: от адаптации и конструктивного создания нового образа до активизации защитных форм поведения и инволюции личности.
Преодоление кризисных явлений требует от личности профессионального поступка и психологически компетентного отношения к себе. Высокая психическая напряженность, отрицательные эмоции, пассивное отношение к себе, заниженная самооценка часто приводят к деструктивному профессиональному поведению. Следовательно, проводя психологическую работу с людьми, находящимися в кризисе профессионально-личностного развития, необходимо учитывать не только возрастные особенности, но и учитывать личностные особенности профессионалов.

Автор: O.A. Ovsyanik